УДАРНИК Спортивный клуб кикбоксинга и бокса

История кикбоксинга часть 2

 

Американское кэмпо-каратэ

Стиль каратэ, который разработал американец гавайского происхождения Эдмунд Кеалоха Паркер (1931—1990). Он родился в Гонолулу (штат Гавайи) и по мужской линии являлся прямым потомком (праправнуком) короля Камехамеха Первого, правившего на Гавайских островах в начале XIX века.

В 16 лет Паркер стал учеником местного тренера китайца Уильяма Чжоу (1914-1987). В 1946 г. Чжоу получил от мастера Джеймса Митосэ черный пояс и открыл в Гонолулу собственный зал. Там он преподавал свой стиль, объединявший приемы окинавского каратэ «Мотобу» под названием «Косе сёрэй рю кэмпо-каратэ», японского дзю дзю цу и китайского ушу. В целом. Паркер занимался у Чжоу около 8 лет (1946—1949 и 1951—1954гг.). Еще в 1954г., будучи студентом университета в Прово (штат Юта), Паркер создал клуб кэмпо-каратэ, где преподавал стиль своего учителя. Это был один из первых клубов каратэ в США. В 1956 г. в Пасадене Паркер открыл платную студию каратэ, которая считается первой коммерческой школой каратэ в США. Осенью того же года Паркер учредил Американскую ассоциацию кэмпо-каратэ и целенаправленно занялся дальнейшем развитием системы Чжоу. Позже он завлял, что наследие Чжоу в его собственной системе якобы не превышает 15%, а 85% принадлежат лично ему. Свой стиль он назвал «Американское кэмпо-каратэ» именно для того, что бы его не смешивали с 'Тавайским кэмпо-каратэ» Уильяма Чжоу.

Основу системы Паркера составили 150 базовых технических элементов, взятых им из окинавского каратэ, японского дзю-дзюцу, китайского ушу, а также из техники уличной драки. Главным критерием для их выбора он считал степень соответствия биомеханическим и моторным возможностям человеческого тела. Паркер говорил, что свою концепцию постижения боевого искусства он может сравнить с процессом обучения устной речи и письму. То есть, 150 элементов базовой техники это своего рода «словарь», дающий возможность «разговаривать» на языке движений в соответствующих ситуациях. В кэмпо-каратэ Паркера нет базовых стоек. Стойкой считается любое естественное положение тела, удобное для того действия, которое выполняется в данный момент. Удары преимущественно наносятся вертикальным кулаком или основанием кулака (ладони). Все удары серийные. Паркер полностью отвергал характерный для японского каратэ принцип «иккэн хис сацу» (одним ударом наповал), считая что победа одним ударом в уличной драке исключение, а не правило. В кэмпо-каратэ реализуется принцип «многократного уничтожения», согласно которому для надежного вывода противника из строя требуется несколько приемов. В техническом арсенале имеется много бросков и болевых приемов, при этом все блоки бойцы учатся превращать в захваты. Основными ударами ног Паркер считал удары стопой в пах и колено. Именно Паркер вместе со своим другом, кинорежиссером Блейком Эдвардсом первым начал вводить сцены восточных единоборств в телесериалы и кинофильмы, снимавшиеся в Голливуде. В 1964 г. он познакомился с ничем тогда не знаменитым студентом философского факультета университета в Сиетле по имени Брюс Ли и рекомендовал его на роль второго плана для сериала «Зеленый шершень». Эдмунд Паркер в том же 1964 г. устроил в пригороде Лос-Анджелеса первый открытый международный чемпионат по каратэ. Впоследствии такие чемпионаты с огромным успехом проходили ежегодно. Они открыли миру такие имена, как Джо Льюис, Майкл Стоун, Чак Норрис и многие другие. Здесь же ученик Паркера - Дэн Иносанто подружился с Брюсом Ли, продолжателем дела которого он впоследствии стал. Паркер также организовал популярные до сих пор соревнования между командами Тихоокеанского и Атлантического побережья США и ряд других. Эдмунд Паркер первым из западных авторов начал писать книги о боевых искусствах Востока. Так, в 1957 г. он издал книгу «Кэмпо-каратэ», которая впоследствии стала образцом для западных специалистов в этой области.

В 1960 г. Паркер создал Международную ассоциацию кэмпо-каратэ (IККА), которая в течение 30 лёт, до самой его смерти 15 декабря 1990 г., являлась одной из наиболее крупных организаций боевых искусств в мире. Достаточно сказать, что на январь 1990 г. она объединяла более 35 тысяч человек, состоявших в 170 клубах в 12 странах мира. Когда Паркер умер, возник целый ряд проблем организационного и финансового характера, в результате которых IККА прекратила свое существование. Но в апреле 1991 г. его ученики Джо Паланцо, Томас Келли, Фрэнк Трэджо и Ричард Планас создали Всемирную федерацию кэмпо-каратэ (WККА) и таким образом продолжили его дело. В начале XXI века система кэмпо-каратэ уже не обладает такой популярностью, как при жизни ее основателя. Фулл-контакт каратэ. Разновидность спортивного каратэ, официально появившегося в США в 1972 году, но фактически еще раньше. Как указывает сам термин, подразумевается обмен ударами в полную силу по всему телу, от головы до пяток.

Чтобы понять обстоятельства, которые побудили американцев создать данное направление, надо учесть, что американское каратэ берет свое начало не в Японии, а на Окинаве и Гавайях. Даже сам этот термин (фулл-контакт каратэ) впервые появился не в США. Его ввел в употребление в 50-е годы мастер Накамура Сигэру, создатель Окинава-кэмпо-каратэ. Вспоминая свою учебу под его руководством, 12-кратный чемпион мира по фулл-контакту Джо Льюис говорил: «Надо знать, что поединки в "окинавском кэмпо" происходят без всяких протекторов и длятся до тех пор, пока один из бойцов не получит нокаут!»

На Гавайях после того, как там потрудились известные окинавские мастера Ябу Кэнцу в 1927 г., Хигаонна Камэсукэ и Муку Дзуйхо в 1933 г., Мияги Тодзюн в 1934 г., после тренерской роботы Джеймса Митосэ в 1942—1953 гг., тоже утвердился обычай сходиться в жёстких контактных поединках.

Поэтому на американском континенте в 50-е и 60-е годы все соревнования по каратэ проводились либо с ударами в полную силу, либо в весьма ощутимый «полуконтакт». Бесконтактные схватки здесь никого не интересовали. Правда, в отличие от Окинавы, американцы довольно широко использовали разнообразные протекторы. Любопытны воспоминания одного из прежних чемпионов фулл-контакта Боба Уолла: «В 1967 году я участвовшем турнире каратэ в Канзас-сити. Его организов Харрисон, очень суровый тип, прославившийся своими жестокими нокаутами. Если во время боя он слышал хруст ноги им кости противника, то не останавливался, а продолжал топтать его как бешеный. Можете представить поединки в этом турнире! Никаких протекторов, остановок боя из-за того, что кому-то разбили нос или бровь. Схватка продолжалась до тех пор, пока один не падал… Так что,

когда мне говорят, будто фулл-контакт каратэ началось лишь через пять лет после этого турнира, меня разбирает смех»… Важную роль в становлении фулл-контакта сыграл менеджер из Нью-Йорка Аарон Бэнкс. Он в 1968 создал первую международную федерацию профессионального карате и организовал чемпионат мира по каратэ для профессионалов «Все поединки на этом турнире происходили в жесткий контакт, а победитель получал не только медаль, но и кое-что более существенное. Именно благодаря этому человеку смогли прославится и разбогатеть такие бойцы, как Майк Стоун, ЧАК НОРРИС, Джо Льюис, Билл Уоллес, Кейт Витали, Джефф Смит, Гленн Киней, Ал Дакаскос, Ларри Карнахэн и целый ряд других.